ЗАХОДИТЕ,ТУТС тихи







Журнал нашего клуба Lunacharka, фОрум

ЖУРНАЛ КЛУБА

Последние темы

» Поэзия 2 октября. Эльза Штольц и др.
Обновил автор Admin Пн Мар 28, 2022 2:56 pm


» Помогу создать форум,дешево, Алексей
Обновил автор Admin Сб Май 01, 2021 3:45 pm


» Допоздна в метель не спится
Обновил автор Гость Чт Апр 29, 2021 7:58 pm


» Стихи поэзия Январь Февраль март. Ина Иби . Мальчик
Обновил автор Admin Ср Апр 21, 2021 2:42 pm


» Из-за телевизора - как в тюрьме
Обновил автор Admin Вс Мар 07, 2021 1:41 pm


» Ужасно что они сделали с фильмом Обыкновенное чудо
Обновил автор Admin Сб Мар 06, 2021 4:58 am


» Лечение геморроя дома, простой способ ---форум
Обновил автор Admin Ср Мар 03, 2021 5:45 pm


» Разные авторы стихи-песни
Обновил автор Admin Чт Фев 18, 2021 3:35 pm


» отличие пианино от цифрового пианино
Обновил автор Admin Пт Фев 05, 2021 2:03 pm


» Проза, ноябрь декабрь 2020 ---Владимир Фельзенштейн и др.
Обновил автор Admin Пт Фев 05, 2021 5:32 am


» Декабрь 2020, Поэма Дня ((Вселень и др. стихи
Обновил автор Admin Вс Янв 17, 2021 8:05 am


» Инна Бальзина-Бальзин стихи и проза
Обновил автор Admin Чт Янв 14, 2021 6:45 am


счетчик

Вход

Забыли пароль?

Новые темы

» Помогу создать форум,дешево, Алексей
Парадокс Гегеля - история учит, что ничему не учит ((Джастмэн( EmptyСб Май 01, 2021 3:45 pm автор Admin

» Допоздна в метель не спится
Парадокс Гегеля - история учит, что ничему не учит ((Джастмэн( EmptyЧт Апр 29, 2021 7:58 pm автор Гость

» Из-за телевизора - как в тюрьме
Парадокс Гегеля - история учит, что ничему не учит ((Джастмэн( EmptyВс Мар 07, 2021 1:39 pm автор Admin

» Ужасно что они сделали с фильмом Обыкновенное чудо
Парадокс Гегеля - история учит, что ничему не учит ((Джастмэн( EmptyПт Мар 05, 2021 5:24 pm автор Admin

» Лечение геморроя дома, простой способ ---форум
Парадокс Гегеля - история учит, что ничему не учит ((Джастмэн( EmptyСр Мар 03, 2021 5:45 pm автор Admin

» Стихи поэзия Январь Февраль март. Ина Иби . Мальчик
Парадокс Гегеля - история учит, что ничему не учит ((Джастмэн( EmptyВс Фев 28, 2021 6:51 am автор Admin

» отличие пианино от цифрового пианино
Парадокс Гегеля - история учит, что ничему не учит ((Джастмэн( EmptyПт Фев 05, 2021 2:03 pm автор Admin

» Выдача гуглом повести "Собачье сердце"
Парадокс Гегеля - история учит, что ничему не учит ((Джастмэн( EmptyПт Дек 18, 2020 3:55 pm автор Admin

» Декабрь 2020, Поэма Дня ((Вселень и др. стихи
Парадокс Гегеля - история учит, что ничему не учит ((Джастмэн( EmptyСб Дек 05, 2020 1:28 pm автор Admin

» Газета "Комсомольская правда" такая гадость!
Парадокс Гегеля - история учит, что ничему не учит ((Джастмэн( EmptyЧт Ноя 19, 2020 12:26 pm автор Admin

» Мужчины Росии! ((Арнелла Бриллиант (стихи
Парадокс Гегеля - история учит, что ничему не учит ((Джастмэн( EmptyЧт Ноя 19, 2020 8:57 am автор Admin

» Проза, ноябрь декабрь 2020 ---Владимир Фельзенштейн и др.
Парадокс Гегеля - история учит, что ничему не учит ((Джастмэн( EmptyСр Ноя 18, 2020 6:36 am автор Admin

» Маркизка ((Вера Сергеевна Бутко( стихи,текст
Парадокс Гегеля - история учит, что ничему не учит ((Джастмэн( EmptyВс Ноя 01, 2020 5:16 pm автор Admin

» Она не была в Эмиратах... ((Вера Сергеевна Бутко( стихи, текст
Парадокс Гегеля - история учит, что ничему не учит ((Джастмэн( EmptyВс Ноя 01, 2020 5:13 pm автор Admin

» Ключик к сердцу ((Жюр22 (стихи, текст - много
Парадокс Гегеля - история учит, что ничему не учит ((Джастмэн( EmptyВс Ноя 01, 2020 4:39 pm автор Admin



ОБЛОЖКА

  • Ответить на тему

Парадокс Гегеля - история учит, что ничему не учит ((Джастмэн(

Admin
Admin
Admin

Сообщения : 844
Дата регистрации : 2019-10-02

Парадокс Гегеля - история учит, что ничему не учит ((Джастмэн( Empty Парадокс Гегеля - история учит, что ничему не учит ((Джастмэн(

Сообщение автор Admin Ср Дек 04, 2019 6:37 pm

Парадокс Гегеля - история учит, что ничему не учит ((Джастмэн( 697
Парадокс Гегеля - история учит, что ничему не учит
Джастмэн
                ПАРАДОКС ГЕГЕЛЯ: ИСТОРИЯ УЧИТ, ЧТО НИЧЕМУ НЕ УЧИТ
                

                Тот, кто не помнит своего прошлого, 
                осуждён на то, чтобы пережить его вновь. 
                

                Джордж Сантаяма
                
                (цитатник «Афоризм», 
                http://www.aphorism.ru/author/a2334.shtml)


   Парадокс Гегеля: «История учит человека тому, что человек ничему не учится из истории» («Википедия», http://ru.wikipedia.org/wiki, Список парадоксов).

   «История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы» («Вики - цитатник», http://ru.wikiquote.org/wiki, Георг Гегель).

   «Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории» (О. Хаксли, «Афоризмы, цитаты и крылатые слова», http://aphorism-list.com/a.php?page=haxli)

   «Исторические события уникальны. История, если она и повторяется, то, по известному выражению, первый раз как трагедия, а второй – как фарс. Из неповторимости исторических событий иногда выводится идея, что история ничему не учит. 
   «Быть может, величайший урок истории, – пишет О. Хаксли, – действительно состоит в том, что никто никогда и ничему не научился из истории».
Вряд ли эта идея верна. Прошлое как раз и исследуется главным образом для того, чтобы лучше понимать настоящее и будущее. Другое дело, что «уроки» прошлого, как правило, неоднозначны.
   Не является ли убеждение, будто история ничему не учит, внутренне противоречивым? Ведь само оно вытекает из истории в качестве одного из её уроков? Не лучше ли сторонникам этой идеи сформулировать её так, чтобы она не распространялась на себя: «История учит единственному – из неё ничему нельзя научиться», или «история ничему не учит, кроме этого её урока»?».  Конец цитаты (Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. – 1990, с. 200, скачать http://book-read.ru/libbook_107383.html).
                
                РЕШЕНИЕ

   Заключение о парадоксальности фразы следует из неточного её понимания. Согласно «принципу понимания», то есть полному пониманию ситуации во всех деталях («Логические парадоксы. Пути решения», «О принципах решения парадоксов», пункт 1,http://www.proza.ru/2009/04/27/370), необходимо точное уяснение информации, заключённой в рассматриваемых фразах, выделение мысли, смыслового основания рассуждения.

   Во-первых, «ничему» история учить не может. Иначе бы это не понял бы и не знал никто. Значит, в этом отношении  утверждение ложно. Либо нужно вложить конкретный смысл в понятие «ничему» для появления «точки опоры выводов» («Логические парадоксы. Пути решения», глава «Ошибки понимания парадоксов – точка опоры выводов», http://proza.ru/2009/04/24/826).  При отсутствии таковой за «точку опоры выводов» принимается понятие «всё», что  ведёт к ложности фразы.

   Но истинное, а не формальное, понимание фраз состоит в более глубоком их рассмотрении. Поэтому, во-вторых: точкой опоры в рассуждениях является, помимо «ничему», также понятие «учить», которое смешивается с понятием «учиться». «Учить» значит передавать информацию, «учиться» значит получать информацию. Но, помимо простой передачи и приёма, эти слова включают в себя наличие субъекта, человека в данном случае. Иначе это был бы процесс наподобие радиосвязи: передатчик – приёмник. И, подходя со строгими логическими мерками, из этого следует, опять-таки, ложность фраз. Потому что история не является субъектом, то есть «одушевлённой», а значит, не может «учить».

   В-третьих, отбросив строгости и опираясь на образность выражения «история учит», то есть, поняв это как «история показывает людям», можно переиначить исходные  тавтологические формулировки. Получится: «История показывает нам, что люди не избегают ошибок прошлого, повторяют их («не учатся из истории»)». Или ещё более точно, включая разделение смыслов не только слов «учить» и «учиться», но и субъектов, к которым они прилагаются: «Исторические факты  показывают её исследователям, потомкам («нам»), что люди, влияющие на ход истории, принимающие исторические решения («человек»), повторяют ошибочные решения прошлого». В такой точной перефразировке, открывающей вложенный во фразы смысл, в соответствии с «принципом полного понимания», трудность в осознании передаваемой высказываниями мысли улетучивается, как и её парадоксальность. 

   И здесь уже можно говорить об истинном логическом значении этих высказываний, так как они подтверждаются фактами. Ведь многие знают, что некоторые решения политических лидеров, к примеру, являются повторением прошлых ошибок, ведущих к массовой гибели людей (чужих и своих), не говоря о различных разрушениях, при начале военных конфликтов и «операций». Другие ошибки, с точки зрения прогресса, развития цивилизации, ведут к самоконсервации и изоляции общества от мирового сообщества, отбрасывающей качество жизни назад, в прошлое.

   Существует высказанная мысль и в виде: «История учит, что ничему не учит». Но более парадоксальная, на первый взгляд, формулировка после её толкования приводит к тому же выводу, что и предыдущие. Потому что эта и другие формулировки основаны на механизме «смешения смыслов» и применением тавтологической закольцовки слов. 


   Интересно рассуждение из книги Ивина. «Из неповторимости исторических событий иногда выводится идея, что история ничему не учит». На первый взгляд, в нём заключается ошибка «ложный вывод» («Логические парадоксы. Пути решения»,  «Ошибки рассуждения в парадоксах – ложный вывод»,http://www.proza.ru/2009/04/25/488). Ведь то, что «история ничему не учит», следует, не из «неповторимости исторических событий», а, как раз, наоборот – из их повторяемости! Точнее, из повторяемости ошибочных исторических событий в виде решений и последствий этих ошибочных решений, навроде, военной агрессии. Но! Если точно трактовать «повторяемость ошибочных событий», то можно увидеть, что его дефиниция включает в себя также и повторяемость ошибочных событий в форме не только ПРИНЯТИЯ ошибочных решений, но и НЕПРИНЯТИЯ правильных решений, действия и бездействия, по юриспруденции. То есть неповторяемости событий как неблагоприятных, так и благоприятных. Например, такого бездействия, как воздержание от военной агрессии или не создавание, отсутствие, системы социальных гарантий общества. Делание бессмысленного ничем не отличается от неделания того, что имеет смысл, потому что это одно и то же. 
   Но в книге указана именно «уникальность» событий. Это верно: нет ничего тождественного в мире, нет даже двух одинаковых капель воды, как говорится. Но вывод из такого понимания в книге ошибочен. Потому что происходит «подмена объекта рассуждения». Мы рассуждаем на основе высказываний об «уроках истории», то есть о следствиях, значении, результате исторических решений, событий, а не об их похожести, о сути, а не о форме. Однозначно, что одна война отличается от другой по всем критериям: повод начала, время, участники и т.д., – но также однозначно и то, что результат её, а, значит, и сущность, один – массовая гибель и разрушение. Поэтому говорить об уникальности событий в данном контексте просто кощунственно, с моральной и эмоциональной точки зрения, а с логической точки зрения – ошибочно, ложно. Потому что в действительности существует повторяемость благоприятных правильных решений, которые являются сущностью исторических событий. Например, такими повторяющимися решениями можно считать: отказ от ядерных испытаний и договоры об ограничении вооружений, гуманитарная помощь нуждающимся и международная помощь при стихийных бедствиях и катастрофах, возобновление олимпийских игр, демократизация общества в разных странах и т. д. Так что выходит, рассуждение в книге ошибочно, а вывод ложен.


   В отношении того, следует ли перефразировать мысль, чтобы она не распространялась на себя. Во-первых, потеряется образность фразы, ради чего и была придумана именно такая тавтологическая форма. А, во-вторых, она на себя и не распространяется, если включить полное понимание высказывания, в том числе и образность, как выше показано. Ведь  мысль информирует об отсутствии выводов из уроков истории,  вспоминая также и афоризм Хаксли. Но само понимание этого не является уроком истории, к вопросу о «неточности определений» («Логические парадоксы. Пути решения», главы «О принципах решения парадоксов»,http://www.proza.ru/2009/04/27/370 и «Ошибки понимания парадоксов – неточность определений», http://www.proza.ru/2009/04/24/745) – что считать «уроком истории». «Уроком истории» в контексте высказываний будет НЕПОВТОРЕНИЕ ошибок прошлого. А понимание отсутствия этого, следовательно, уроком истории не является. 


   Как видно, точное понимание позволяет сказать, что мысль, вложенная в высказывания, настолько же истинна, насколько и печальна. Она была лишь завуалирована тавтологическими формулировками на основе «смешения смыслов» («Логические парадоксы. Пути решения», «Ошибки рассуждения в парадоксах – смешение смыслов», http://www.proza.ru/2009/04/26/324). 
          
                10.06.2009

фото - Убийство Освальда/Фотографии, изменившие мир. Часть 2 (23фото)/ Триникси.ру, 
  • Ответить на тему















Текущее время Пн Окт 03, 2022 11:30 pm